В июньском выпуске научного журнала «СТЭК-В», посвящённого актуальным вопросам современной электроники и микроэлектроники, читатели найдут подборку материалов, которые отражают передовые достижения и тенденции отрасли.
Издание представило читателям результаты исследований от ведущих специалистов отрасли. В выпуске опубликованы уникальные научные статьи, расширяющие границы современных знаний в области электроники. Авторы делятся своим опытом и результатами разработок.
Особого внимания заслуживает аналитическая статья главного редактора журнала Павла Куцько «Что посеешь — то и пожнёшь! Или без посадок не бывает всходов?!!!». Представляем материал вашему вниманию.
Что посеешь,то и пожнешь! Или: без посадок не бывает всходов?!!!
Попытаюсь продолжить тематику дискуссии, которую начал на полях предыдущего выпуска журнала. Это касается рассуждений о направлениях развития отечественной электронной компонентной базы и степени ее локализации.
Несомненно, огромные меры поддержки, инвестиции в развитие производств и номенклатуры продукции дали мощный толчок для развития отечественных традиционных электронных производств и дизайн-центров. При этом, как и в любом слое общества, есть отдельные недостатки, которые иногда выглядят несущественно, а иногда тянут и на определение правонарушений, вплоть до серьезных.
Почему так получается? Для некоторых (надеюсь, их большинство) мощные инвестиции – это стимул научно-технологического развития, движения вперед с потом и кровью, планов совершенствования и выхода на международный уровень, а для некоторых – способ легкой наживы, решения местечковых задач за государственный счет. Причем некоторые персонажи мечутся, как та обезьянка, между красотой и умом. И, извините уж меня за образность, выступают в роли поросенка Фунтика, который в принципе положительный герой мультфильма, но при этом поступал по-свински, обманув одиннадцать мальчиков, пятнадцать девочек и одного доброго старичка. Где та грань, которую переступать нельзя? Ну, в первую очередь, повторюсь, по моему мнению, нельзя наживаться за государственный счет. О чем я говорю? О подмене понятий разработки изделий простой покупкой готовой продукции, об использовании определенных государственных преференций за счет подмены понятия отечественности.
Видимо, одними увещеваниями с этой проблемой не справиться, нужны практические действия. Действия какого характера? Насколько эти действия должны быть жесткими? Знаю позицию некоторых руководителей, которую вынес в заголовок. Наверное, в жесткости суждений повинно обстоятельство момента, и это основной аргумент. В военное время – только расстрел. Но при этом все-таки задаю себе вопрос: а все ли мы сделали, чтобы предотвратить определенные неправильные действия, достаточно ли подробно описали правила и регламенты, проанализировали возможные ошибки, ограничили размер лазеек? Ведь есть же руководители предприятий, которые просто заблуждаются, но не врут. А как говорил нынешний Министр обороны, ошибаться можно, врать нельзя! Правильно ли выбрана определяющая российскость организация, имеет ли она достаточно компетенций для принятия тех или иных решений? Не пытаюсь никого обидеть, но Торгово-промышленная палата – не тот орган, который досконально может отличить однозначно фактическую разработку от покупной, идентичность представленной топологии и другие составляющие при оценке представляемых материалов.
Не критики ради, но у меня альтернативное предложение по посадкам и делам. Ведь в этом же смысле высказался и наш Президент на недавнем совещании с промышленным сектором страны. Не уголовные дела, а экономические санкции.
Кроме того, предлагаю организовать отраслевую (межотраслевую) экспертизу продукции электронной промышленности на базе головной научно-исследовательской организации с привлечением профильных специалистов отрасли.
Что мы получим? Адекватный результат понимания уровней разработки ЭКБ, учет разработанных конкретных технических решений, отсев как нечистоплотных предприятий, так и сфальсифицированных изделий, продвижение реальных разработчиков отечественной ЭКБ и их продукции. А дальше нужно переходить к государственной политике по применению отечественной электронной продукции. Практика показала, что без наличия ограничений большинство российских продуктов не находит применения в российской же радиоэлектронной продукции. Что мы в итоге продаем? Российскую радиоэлектронику или китайскую электронику? Почему российским радиоэлектронным предприятиям не нужна российская электроника? Ответ очевиден, и это объяснимо. Помимо технических характеристик, здесь ключевую роль играет цена продукции, сроки поставок, возможные объемы поставок ЭКБ. По моему мнению, большинство этих проблем можно решить системно.
Цена. Мы явно не сможем сейчас конкурировать по цене с массовым китайским продуктом. Во-первых, потому что он массовый; во-вторых, потому, что есть политика демпинга; в-третьих, потому, что все составляющие производства там дешевле, начиная от кадров и заканчивая доступом к различным ресурсам. На упомянутом совещании и этого вопроса коснулся наш Президент, говоря о том, что нужно создавать условия по закупке отечественного продукта, пусть более дорогого, но отечественного!
Сроки и объемы производства. Здесь без планового подхода не обойтись. Ведь есть уже установленные параметры и объемы локализации, в том числе и в части ЭКБ. И эти параметры заложены в основополагающие документы, утвержденные на самом высоком уровне, включая опять же Президента страны. Будь это вычислительная техника, телекоммуникационное оборудование, другие отрасли и подотрасли, без постановки задач по локализации их производства в части ЭКБ не заставить производителей формировать предложения по созданию новых типов ЭКБ, инвесторов вкладывать в развитие ЭКБ собственные средства, государству – планировать определенные направления развития. Никогда не «взлетят» сквозные проекты, рынок и так насыщен требуемой, хоть и иностранной, ЭКБ. А без этого невозможно реальное развитие электронной отрасли Российской Федерации.
Выскажу крамольную мысль. Зачем вкладывать огромные государственные средства, например, в развитие микроэлектроники, зачем строить новые фабрики с новыми топологическими нормами, развивать технологии, если не планировать в горизонте времени применение отечественных микросхем? Мы же понимаем, что на выходе они будут дороже иностранных, объемы выпуска будут зависеть от размеров оборотного капитала, запасов и т.д. И все аргументы у тех, кто сегодня не покупает отечественную ЭКБ, останутся! И, как следствие, созданные производства не будут востребованы.
И еще, вернусь немного назад, к требованиям российскости и обману. Очень много противников понятия второго уровня интегральных микросхем. Этот спор бесконечен и бесперспективен. А я бы предложил в нынешних условиях и третий уровень (опять крамола!). Да, это микросхемы, созданные на основе иностранных кристаллов, но закорпусированные в Российской Федерации. Все равно этот класс изделий уже существует, но в большинстве случаев подпольно, с желанием мимикрировать под второй уровень. Если прописать четкие правила применения, иерархию микросхем разных уровней, обязательность применения при наличии, либо балльность использования, то можно было бы временно решать острые вопросы комплектования аппаратуры, развивать отдельные сегменты российского производства (корпусирование), дать возможность ошибающимся выйти из «сумрака».
И немного о производстве специальной ЭКБ. Все-таки вернусь к забюрократизованности этого направления. Та скорость маневра, которая существует при принятии технологических и логистических решений, не позволяет предприятиям электронной промышленности своевременно реагировать на вызовы времени. Как пример, приведу историю из жизни предприятия.
Чтобы заменить в изделии иностранный корпус на отечественный, требуется:
• подписать решение на самом высоком уровне (Минобороны и Минпромторг, головные институты при них и проч.);
• подписать на уровень ниже программы и методики проведения типовых испытаний сначала корпуса, а потом и изделия в целом;
• провести испытания в объеме квалификационных на корпус (включая длительные);
• провести испытания в объеме квалификационных на изделие (включая длительные);
• внести требуемые изменения в документацию по согласованию с представительством заказчика.
Суммарно на это уходит до двух – двух с половиной лет! Конечно, за это время потребитель находит адекватную замену на иностранном рынке и успешно обосновывает ее применение в аппаратуре. На предприятии электронной промышленности нет заказа, нет денег, нет возможности развития.
Еще. Уже давно, а с введением 275-ФЗ практически повсеместно, предприятия электронной промышленности в роли пасынков. Требования к ним большие, а прав никаких. Конкретно: при закупке комплектующих для производства ЭКБ существуют минимальные партии (пластин, корпусов, материалов и т.д.). При закупке ЭКБ предприятиями промышленности сплошь и рядом закупки единиц продукции. Заказы дробятся по количеству и времени поставки. Это, приводит к вымыванию оборотного капитала, в частности. Не пора ли отменить все-таки действие 275-ФЗ для ЭКБ, и, как следствие, ведение раздельного учета?
Это, конечно, не все проблемные вопросы производства специальной ЭКБ. Есть вопросы и к разнящимся подходам в части обязательств по выпуску продукции с приемкой ВП, и вопросы сложности разрешения применения отечественной продукции ОТК даже по сравнению с продукцией иностранного производства. Надеюсь, в следующих номерах журнала на этом тоже остановлюсь.
Спасибо за внимание!
Напомним, что наше издание в электронной версии уже сейчас доступно для читателей, оформивших подписку, а в июле все желающие смогут приобрести «СТЭК-В» на маркетплейсе OZON.
