С открытой лекцией для студентов и преподавателей факультета компьютерных наук и технологий выступил директор по качеству АО «НИИЭТ», мероприятие состоялось в рамках проведения «Недели студенческой науки ВГЛТУ-2023».
Тема лекции – «Качество и его роль в деятельности предприятия».
Директор по качеству АО «НИИЭТ» рассказал о том, что такое качество и какие подходы к его определению существуют, а также подробно осветил эволюцию подходов к качеству и рассказал о Хоторнских экспериментах, которые представляют собой серию исследований по производительности работников.
«В 1924-1932 годах прошла серия экспериментов под руководством Элтона Мэйо на фабрике группы компаний «Western Electric». Главной задачей было найти зависимость между физическими условиями труда и производительностью работников. Хоторнские эксперименты состояли из 4 исследовательских частей: эксперимент с освещением, эксперименты со сборкой реле в лаборатории, интервью со всем персоналом фабрики, наблюдение за сборкой электрических блоков в лаборатории», – рассказал лектор.
В ходе эксперимента было выявлено, в том числе, что улучшение условий труда не является основной причиной повышения выработки, а норма выработки рабочего определяется давлением группы, а не его добросовестностью или физическими способностями.
Актуальность темы лекции привлекла студентов, которые активно задавали вопросы. Особый интерес аудитории вызвали примеры из личного и профессионального опыта лектора. В частности он рассказал о взаимоотношениях «поставщик-потребитель» на уровне подразделений предприятия.
«Если мы работаем в одной компании, и вы делаете детали для моего цеха, то вы , а я потребитель. Да, это внутри предприятия и не оплачивается финансово в том виде, в котором вы привыкли, но если эта система работает, вы поставляете мне качественную услугу или товар. Когда я работал в районах Крайнего Севера в горнодобывающей компании, наше предприятие закупало и эксплуатировало карьерные самосвалы. В процессе тяжелых условий эксплуатации Заполярья техника выходила из строя. Карьерный самосвал – это машина огромная, сложная в ремонте, и случалось, что сотрудники ремонтного подразделения ее отремонтируют, а она после ремонта даже не доезжала до карьера и снова ломалась. А машина – это утраченная прибыль организации, потому что она должна работать, именно для этого мы ее покупали. Чтобы исправить ситуацию с некачественным ремонтом, я ввел поэтапный контроль качества ремонта, ужесточил порядок документирования передачи самосвала в ремонт и из ремонта, ввел систему поощрения за лучший плановый ремонт, удержания за издержки, визуализацию достижений, определение и награждение лучших по профессии. То есть отношения с ремонтным подразделением компании перевел на официальные отношения «поставщик-потребитель». И это отлично сработало на определенном уровне»,- рассказал директор по качеству АО «НИИЭТ». «Главное в вопросах обеспечения качества не проводить мероприятий ради мероприятий и отчетности. Только реальное выполнение и анализ выполненного. Это нелегко, но всегда приносит результат. Это доказано достижениями в области качества ведущих компаний мира.»
Многолетнее сотрудничество ВГЛТУ и АО «НИИЭТ» было принято продолжать, в том числе и в рамках подобного рода мероприятий, которые всегда находят активный отклик у студентов.