20 июня во время посещения Северного речного вокзала столицы Президент РФ Владимир Путин при участии мэра Москвы Сергея Собянина по видеосвязи запустил первый регулярный маршрут московского речного электротранспорта – от Киевского вокзала до причала на Шелепихинской набережной у ЖК «Сердце столицы». Этот маршрут длиной более 6,5 км стал первым в мире, где для регулярной перевозки пассажиров в круглогодичном режиме используются электрические суда.

Данные речные электротрамваи созданы российским предприятием – ООО «Эмпериум», дочерней компанией Sitronics Group, и управляющая электроника, которая в электротранспорте играет особую роль, в них также отечественная. Аппаратура, осуществляющая контроль и управление энергосистемой и электроприводами, включая скорость вращения электродвигателя, параметры работы аккумуляторных батарей, функционирование других силовых узлов транспортного средства, в данных судах построена на основе российских микроконтроллеров разработки воронежского НИИ электронной техники.

Примененная микросхема изначально создавалась как универсальный микроконтроллер, обладающий расширенными возможностями для управления различными приводами и исполнительными устройствами. Такое сочетание функциональных возможностей и характеристик ИС позволяет успешно применять ее как в системах управления, так и в средствах измерения, связи, наблюдения, безопасности, автоматизации производства, в медицинской технике, энергетике и других областях.

Создание востребованных микроконтроллеров и процессоров гражданского применения – одно из приоритетных направлений деятельности АО «НИИЭТ». Так, в настоящее время с использованием программы субсидирования в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1252 институт разрабатывает ряд 32-разрядных микроконтроллеров для различных задач на базе открытой архитектуры RISC-V, в том числе ультранизкопотребляющий микроконтроллер, который сможет применяться в том числе в «умных» устройствах Интернета вещей.

Электросуда серии Ecobus с применением микроконтроллеров АО «НИИЭТ» стали курсировать по Москве-реке в тестовом режиме еще в прошлом году. Теперь же они начали осуществлять регулярные пассажирские перевозки. На маршруте будет работать восемь судов вместимостью до 50 пассажиров. Уже в этом году планируется его удлинить до парка Фили, а также запустить второй маршрут – от Автозаводского моста до Печатников.