На состоявшемся Российском форуме «Микроэлектроника 2023» прошел трек обзорно-дискуссионных заседаний, посвященный теме доверенных РЭУ и ЭКБ для критической гражданской инфраструктуры, где, в частности, обсуждался новый проект предварительного национального стандарта, направленного на регулирование доверенности ИМС и электронных модулей для этой области.
Доверенность и доверие – с одной стороны, краеугольные камни создания компонентов критической инфраструктуры, а с другой – достаточно сложные, в определенном смысле философские, понятия. Их содержание активно обсуждалось на форуме, многие докладчики давали свои варианты определений, делая упор на строгость, практичность, наглядность и т. п.
Руководитель воронежского НИИ электронной техники в рамках трека выступил с докладом, непосредственно посвященным вопросу доверия в отрасли, который был озаглавлен «Доверие к ЭКБ через доверие к себе: размышления на тему организации системы менеджмента качества предприятий».
Приведя несколько примеров из личного опыта, докладчик указал на ряд проблем, существующих в отрасли. Одна из них – несогласованность целей и функций отраслевых предприятий, представительств заказчика и систем сертификации СМК. Подчас в результате этой несогласованности предприятиям становится сложно развиваться, добиваться успеха, что в конечном счете отражается на состоянии отрасли. Еще одна проблема – то, как в большинстве случаев организованы проверки системы качества. Поверхностный, а иногда основанный на личных отношениях подход не позволяет выявлять недостатки, а следовательно – и улучшать СМК предприятий. По словам руководителя НИИ электронной техники, фактам указания на недостатки нужно радоваться, а на практике на них часто обижаются, стараются так или иначе избежать этого. «Когда после проверки СМК не возникает замечаний – это плохо. Это не говорит о том, что предприятие хорошо работает, а говорит о том, как нас проверяют», – сказал руководитель института.
Что касается отраслевого сообщества, внутри него существует дефицит доверия к самому же себе; определяющим во многом является не доверие, а недоверие. Как отметил докладчик, именно доверие к себе – это главное качество способности работать, в том числе в нашей отрасли. При этом, если доверие к себе есть, вероятность ошибок, безусловно, остается, но важно, чтобы совершивший ошибку не превращался в глазах общества в мошенника.
Эти и другие проблемы автор обобщил, назвав общество электронной отрасли «скорее теплым». Понятия холодных и теплых обществ применяются в общественных дисциплинах.
Холодные общества — это те общества, где люди договорились о правилах игры (неважно, как они называются – законы, обычаи, традиции, сакральные заповеди и т. д.) и более не нуждаются в налаживании личных отношений для разрешения стандартных ситуаций.
Тёплые общества — это те, где люди, наоборот, не сумели договориться об общих правилах и вынуждены компенсировать их отсутствие (иначе говоря, одновременное существование различных правил) личными взаимоотношениями (в том числе коррупционного характера) или временными драконовскими правилами и виртуальной мистической связью каждого с вождём.
Руководитель АО «НИИЭТ» выразил надежду на то, что отраслевое сообщество удастся «остудить», установить четкие и устраивающие всех правила работы, в том числе регламенты и стандарты, и проект предварительного стандарта – важный шаг в этом направлении. «Я думаю, что работа в части определения и доведения требований по доверенности ЭКБ – это один из тех элементов, который нам поможет из теплого общества перейти в холодное», – сказал он.